Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вернуться к обычному виду

Мошенничество со словом «да»

Один из видов мошенничества по телефону – когда мошенник провоцирует человека произнести «да», голос записывается, после запись используется для списывания денег со счета.

В целом это не так. Чтобы перевести деньги по телефону надо пройти несколько уровней идентификации. Записи голоса недостаточно.

С другой стороны, мошенники могут использовать запись вашего голоса против вас. Этому обычно легко противостоять.

В call-центрах банков действительно есть программы, идентифицирующие людей по голосу. Еще клиентов узнают по кодовому слову, уникальному идентификатору симкарты и лицу.

Автоматическое распознавание помогает быстрее определить клиента и решить его проблему, но решения принимает оператор – не программа. Если человек желает перевести деньги, оператор соответственно запросит дополнительные сведения.

Диалог с операторами всегда разный. Мошенник не знает, какие вопросы ему зададут. Даже если он запишет произнесенное чужим голосом «да», «нет», «добрый день» и «переведите деньги по номеру карты», этих записей явно недостаточно для полноценного диалога. Оператор заметит, что речь и интонация не похожи на речь живого человека. Мошенник не сможет снять деньги, даже если он запишет вашу голосовую просьбу это сделать.

Оператор не может перевести деньги на любую карту. Он может перевести только на те карты, которые клиент банка добавил в личном кабинете.

С помощью голоса мошенники не смогут украсть деньги в банке, но могут попытаться развести на деньги.

С июля 2018 года вступил в силу федеральный закон, который позволяет банкам собирать биометрические данные клиентов. Это не инициатива конкретного банка, а система, которая организована на государственном уровне. По желанию клиента можно передать в банк образцы голоса и внешности, а потом открывать счета и брать кредиты хоть из магазина или из дома. В банк можно не ходить.

Пока банки ее внедряют и тестируют, уже есть случаи, когда счета открывали голосом и по образцу внешности.

Биометрические данные собирают не как угодно, а по правилам, которые установил закон. Хранят их под защитой. Это сложная система, которая не позволит злоумышленникам получить доступ к счетам, используя только записанный голос. Но если мошеннику попадет еще и телефон с персональными данными и приложением, то возникает риск потерять деньги.

Несмотря на то, что биометрические данные хранятся на государственной платформе и надежно защищены, все равно нужно соблюдать меры безопасности. Банки будут использовать дополнительные способы защиты, включая отслеживание сумм переводов и типичных операций по счету. Однако это не повод раздавать свои данные и не следить за телефоном.

Нередко мошенники звонят под видом соцопроса. Это должно сразу насторожить. В разговоре мошенник провоцирует сказать «да, конечно» и «разумеется». Если человек это произносит, через некоторое время ему может прийти письмо с аудиозаписью. Злоумышленники составят монтаж ваших ответов так, чтобы все выглядело как разговор, в котором человек соглашается на какие-то услуги. Например, не совсем законные или приличные. Таким образом, человек попадает в неловкое положение и не хочет, чтобы запись разговора получила огласку. Мошенники могут потребовать перевести крупную сумму на электронный кошелек, в противном случае грозятся разослать эту запись друзьям в соцсетях, выложить на разных сайтах и т.д. Злоумышленники могут даже заранее подготовить список контактов.

Подобные схемы могут иметь разные варианты. Слова монтируют в разговор так, что вы соглашаетесь на определенную покупку, они требуют ее оплатить.

Если шантажируют, действовать можно по-разному. Самый неправильный вариант — заплатить вымогателю. Все равно не будет никакой гарантии, что он не попросит еще или не разошлет запись друзьям. С аферистом нельзя договориться. Смиритесь с тем, что он исполнит угрозу в любом случае и вы ничего с этим не сможете поделать. Следует обратиться в соответствующие органы.

Случаются также и фальшивые звонки якобы от банка.

Один из вариантов – как поступить в такой ситуации, заранее рассказать обо всем друзьям и знакомым, чтобы вымогатель не мог ничего у вас требовать. Например, можете разместить у себя на странице запись: «Друзья, недавно прошел соцопрос по телефону, а сегодня мне прислали на почту вот такую аудиозапись. Мой голос смонтировали так, что я несу полную чушь. Старайтесь не попадаться». Мошенника проигнорируйте, он, скорее всего, никому ничего и не разошлет.

Перспектива, что друзья прослушают порочащую вас аудиозапись, не из приятных. Но сейчас очень просто записать чей-то голос смонтировать, как того желает мошенник. Все это понимают.

Что делать?

Если получится — напишите заявление в полицию о вымогательстве. В заявлении укажите все, что знаете о вымогателе: номер телефона, электронную почту, реквизиты счета, идентификатор электронного кошелька. Это поможет его вычислить.

Когда мошенник требует оплатить товар, который вы якобы согласились купить, тут все проще. До оплаты от покупки можно отказаться в любом магазине. Если мошенник будет настаивать, что вы уже заключили договор купли-продажи, попросите его показать. С ним тоже можно идти в полицию — и писать заявление о мошенничестве.

Если вам звонит незнакомый человек и звонок кажется подозрительным, сразу вешайте трубку. Не извиняйтесь и не прощайтесь. Так у мошенника будет меньше шансов что-то записать.

Например, соцопросы проводят с городских или федеральных номеров: начинаются на 8 800. Если определился мобильный номер, здесь что-то не так. А еще можно установить приложение Яндекса, которое знает телефоны пяти миллионов организаций и показывает, откуда вам звонят. Если приложение не определило номер, а вам говорят, что звонят из Росстата, это повод насторожиться.

 

 

Артур Газаров