ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ средней общеобразовательной школы № 1(2004 – 2007 гг.)
РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
ОглавлениеI.Паспорт программы развития II.Информационная справка о школе II.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся II.2. Организация образовательного процесса в школе II.3. Организация внеурочной деятельности II.4. Система управления школой II.5. Внешние связи школы II.6. Традиции школы II.7. Текущее ресурсное обеспечение школы II.7.1. Кадровые ресурсы II.7.2. Материально-техническая база II.7.3. Финансовые ресурсы III.Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ и проблем школы III.1. Результаты образовательного процесса III.2. Основные способы достижения результатов III.3. Результаты внеурочной деятельности III.4. Конкурентные преимущества, противоречия и проблемы школы III.4.1. Конкурентные преимущества школы III.4.2. Противоречия III.4.3. Проблемы IV.Концепция развития школы IV.1. Основная идея развития образовательного учреждения IV.2. Модель адаптивной школы IV.3. Концепция развития воспитательной системы школы V.Основные направления программы развития школы V.1. Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию у школьников стремления к успеху V.2. Развитие профильного образования как системообразующего компонента образовательной системы школы V.3. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива VI. Основные мероприятия по реализации программы развития школы VI.1. Разработка нового содержания обучения и воспитания, форм и методов его реализации в условиях дифференциации и индивидуализации обучения школьников и подготовки их к профессиональному самоопределению VI.2. Формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования VI.3. Отработка системы диагностики и коррекции путей формирования личностных особенностей (с учетом возрастных особенностей) для дальнейшего личностного, социального и профессионального самоопределения VI.4. Совершенствование учебно-воспитательной системы с целью формирования готовности к переходу к профильному обучению VI.5. Создание системы профессионального развития учителей по вопросу профильного обучения школьников и подготовка педагогического коллектива к организации и проведению научно-исследовательской и экспериментальной работе VI.6. Создание качественно новых отношений содружества «учитель – ученик – родители» через совершенствование форм воспитательной работы и развитие ученического самоуправления Благоприятных условий реализации программы VII. Критерии результативности выполнения программы VIII. Представления о выпускнике нашей школы IX. Финансовое обеспечение программы развития X. Литература
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации до 2007 года.
Нормативная база для разработки программы развития
- Устав школы - Коллективный договор - Правила поведения учащихся - Положение о Совете школы - Положение о педагогическом совете - Положение о методическом совете - Положение о гимназических классах
- Нормативно-правовая база, регламентирующая проведение аттестации учащихся - Положение о конфликтной комиссии - Положение о методическом объединении - Положение о фонде Всеобуча -Положение о материальном стимулировании работников МОУ средней общеобразовательной школы № 1 - Положение о родительском комитете школы и другие. Положения могут разрабатываться дополнительно. В действующие Положения могут быть внесены изменения.
Цель программы развития образовательного учреждения – создание условий для развития системы вариативного образования, обеспечивающей социализацию школьников в условиях психологически комфортной среды, для достижения нового качества образования.
Сроки реализации программы: с сентября 2004 года по июнь 2007 года. Этапы реализации программы:
Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации.
Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
Управление программой Управление реализацией программы осуществляется Советом школы и директором школы. Программа может корректироваться в ходе ее выполнения в соответствии с текущим анализом достигнутых результатов и выявленных проблем. Внесение изменений в программу осуществляется Методическим советом школы, Советом школы и закрепляется решением педагогического совета школы.
II. Информационная справка о школе
II.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся МОУ Покровская средняя общеобразовательная школа № 1 была открыта в 1971 году как средняя общеобразовательная школа. Школа расположена в северной части города. Население микрорайона представлено как жителями частного сектора, так и жителями многоэтажек (в частности, жителями старого институтского микрорайона – переселенцами из различных городов бывшего Советского Союза, работниками НИИ вирусологии и микробиологии). В школе обучаются дети служащих, рабочих, предпринимателей, педагогических и медицинских работников, военнослужащих. Также в состав контингента учащихся входят воспитанники Покровского детского дома (около 10%). Школа имеет благоприятное социально-культурное окружение. Важнейшие культурные центры города находятся по соседству со школой: детская школа искусств, Центр творческого развития, образования и досуга, городская библиотека, картинная галерея, городской краеведческий музей. Таким образом, школа имеет возможность использовать в своей работе потенциал внешкольных учреждений для проведения культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, дополнительного развития учащихся. В 2001 году школа прошла аттестацию и лицензирование ДО г. Владимира и подтвердила свой статус: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1, получив лицензию и аккредитацию на 5 лет. Коллектив школы создает условия для обучения учащихся с различным уровнем интеллектуальных, психических и физических возможностей. Для реализации дифференцированного подхода к процессу обучения и воспитания учащихся в 1996 году в школе были открыты общеобразовательные, гимназические классы и классы коррекционно-развивающего обучения. Организовано индивидуальное обучение для учащихся с отклонениями в здоровье. По состоянию на 1 сентября 2004 года в школе обучается 995 учащихся. Всего 44 класса-комплекта: I ступень – 15 классов (317 учащихся); II ступень – 23 класса (576 учащихся); III ступень – 5 классов (102 учащихся). Обучение проводится в две смены. Режим работы школы: шестидневная учебная неделя. Начальная школа: начало занятий I смены – 8.00, уроки по 40 минут, окончание уроков – в 11.10 и 12.00. Начальная школа II смена: начало занятий – 12.20, окончание уроков – 15.30 и 16.20. Основная и старшая школа: начало занятий – 8.00, уроки по 40 минут. Окончание 6 урока – 13.00, окончание 7 урока – 13.50. По окончании учебного года в школе проводится обязательная трудовая практика для учащихся 7-10-х классов по направлениям: ремонтные работы в школе, работа в школьных мастерских, на пришкольной территории, помощь детским садам и городской детской библиотеке. Дифференциация классов (на 01.09.2004 г.): I – IV классы: общеобразовательных – 11 классов; гимназических – 4 класса; V – IX классы: общеобразовательных – 17 классов; гимназических – 4 класса; коррекционно-развивающего обучения – 2 класса; X – XI классы: общеобразовательные – 4 класса; гимназический класс - 1.
Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из микрорайона расположения школы. Родители выпускников детских садов отдают предпочтение нашей школе, что свидетельствует о высоком рейтинге школы в городе. Из детей, поступающих в первый класс, 95% составляют выпускники детских садов. На протяжении ряда лет провидим экспериментальную работу с детским садом № __: обучаем группы детей-шестилеток. После окончания «нулевого» класса из этих групп образовывались классы в школе. Данный опыт неоднократно обобщен на региональном уровне. Методическая работа, проводимая с детьми воспитателями детского сада, способствует развитию дошкольников, что является благоприятной предпосылкой для обучения в первом классе. Основная причина перехода учащихся в другие школы – перемена места жительства.
II.2. Организация образовательного процесса Школа работает в инновационном режиме:
Учебный план школы создан на основе федерального Базисного учебного плана, регионального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и скорректирован с учетом специфики школы. Спецификой учреждения является то, что школа является адаптивной, поэтому в учебном плане предусмотрены факультативные занятия по выбору учащихся по следующим направлениям образования: краеведческое, экологическое, естественно-математическое, изучение информационных технологий и программирования, филологическое (изучение второго иностранного языка, риторики, углубленное русского языка и литературы), психология, технология, правоведение, прикладное и изобразительное искусство, этическое, эстетическое. За счет школьного компонента в гимназических классах начальной школы введены дополнительные предметы: иностранный язык и «Информатика в играх и задачах», «Детская риторика», «Психология общения»; в школе II и III ступеней - риторика, психология, МХК, информатика. В коррекционных классах введена психология общения. Занятия школьного компонента развивают индивидуальные способности учащихся, способствуют более высокому уровню социализации детей, адаптации их в последующей взрослой жизни, осуществляют подготовку к поступлению в высшие учебные заведения в соответствии с их образовательными запросами. Наша школа, единственная в районе, обеспечивает старшеклассников профессиональной подготовкой (автодело и делопроизводство). Многие выпускники вместе с аттестатом зрелости получают удостоверение водителя категории С. Часы школьного компонента использованы для групповых консультаций, а также для создания условий для формирования культуры учащихся: информационной, физической, экологической, этической, эстетической и т.д. С целью уменьшения перегрузки учащихся предметы регионального компонента учебного плана интегрированы с предметами образовательных областей, входящих в федеральный компонент учебного плана. Так, вопросы экологии рассматриваются при изучении курсов биологии, географии, химии, физики. Темы по краеведению изучаются на уроках географии, истории. Большое значение для обеспечения процесса адаптации к новым экономическим и социальным условиям имеет приобретение школьниками знаний по психологии общения (в гимназических и коррекционных классах). В 9 классе проводится курс «Выбирайте профессию» Е.Н. Проницкой, программа которого направлена на повышение уровня профессиональной зрелости и помогает детям сделать правильный выбор, предварительно изучив мир профессий. В школе созданы гимназические классы. Основными принципами гимназического образования являются следующие:
В работе в гимназических классах учителя опираются на следующие критерии:
По решению Совета школы в гимназических классах введены переводные экзамены, назначаемые ежегодно методическим советом школы.
II.3. Организация внеурочной деятельности Организация внеурочной деятельности с учащимися происходит в рамках процесса становления и развития воспитательной системы школы, цель которой – создание условий для личностного развития школьников через возрождение русской национальной культуры и патриотизма. Достижение этой цели подразумевает решение задач:
Воспитательная система школы функционирует как система, основанная на культурологическом компоненте образования. Максимально эффективно используются воспитательные возможности уроков и внеурочной работы по предметам. Внеклассная работа с учащимися организуется в соответствии с планом внеклассной работы по следующим направлениям: воспитание интеллектуальной культуры, воспитание экологической культуры, воспитание гражданско-правовой культуры, воспитание этической культуры, воспитание эстетической культуры, воспитание физической культуры, воспитание информационной культуры, воспитание рефлексивной культуры. В качестве системообразующей воспитательной системы выступают краеведение и народоведение – вся воспитательная работа в школе направлена на изучение национальной культуры, обычаев, традиций России и Владимирского края. Одной из форм организации внеклассной деятельности учащихся являются общешкольные КТД, большинство из которых имеют ярко выраженную краеведческую направленность: «Осенины», «Покровские улицы», «Покров день», новогодние представления, празднование «Первого и Последнего звонка» с элементами фольклора. Среди результатов воспитательной работы надо отметить отношения сотрудничества с покровчанами-ветеранами Великой Отечественной войны, а также помощь учащихся школы в создании и функционировании городской Комнаты Боевой славы. В школе работают два детских объединения: «Солнышко» (1-5 классы) и «Россияне» (5-11-е классы). Основные направления их деятельности:
В школе работает Совет старшеклассников. Для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности используется система дополнительного образования школы. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника посредством диверсификации образовательной среды. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям:
Управление воспитательным процессом идет через Совет школы, Совет ученического соуправления, МО классных руководителей. Воспитательная система школы ориентируется на воспитывающий потенциал окружающей школу социально-культурной среды. В начале каждого учебного года составляется планирование работы с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Учащиеся посещают городской краеведческий музей, картинную галерею, мероприятия, проводимые Центром творческого развития, образования и досуга, городской и детской библиотеками. Тематика этих мероприятий дополняет работу, проводимую в школе, исходя из задач воспитательной системы учебного года, преследуя цель – возрождение русской национальной культуры и патриотизма. Учебно-воспитательная работа проводится в тесном контакте с родителями:
По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом: многодетных семей – 18; опекаемых детей – 9 чел. (1%); детей из малообеспеченных семей – 36 чел. (7%); детей-инвалидов – 7 чел. (0,7%). Большинство семей учащихся проживает в благоустроенных квартирах пятиэтажных домов. На внутришкольном учете в 2002-2003 учебном году находились 5 человек (0,5%), на сентябрь 2004 г. - 3 учащихся (0,3%), на учете в ИДН наши учащиеся не состоят. Коллективом учителей школы разработана система экскурсионной работы. В каждой параллели классные руководители работают по специально разработанному плану экскурсий. Экскурсионная работа с использованием возможностей Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Александрова, Суздаля значительно расширяет содержание и средства деятельности учителя-предметника и классного руководителя. Она создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения, нравственно-духовной культуры учащихся, перевода их в социокультурную гуманистическую деятельность, а также для профориентационного воспитания. Таким образом, внеурочную деятельность образовательного учреждения характеризует выход школы на процесс становления воспитательной системы гуманистического типа, ориентирующейся на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической, природной среды.
II.4. Система управления школой Руководство школой осуществляется в соответствии с Уставом учреждения (регистрационный номер 225 от 29.03.2001 г.), законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», утвержденным Постановлением правительства РФ № 196 от 19.03.2001 г., договором между Учредителем и школой, другими локальными актами. Правовой основой является коллективный договор (регистрационный номер 1208 от 25.10.2001 г.). Директор школы выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией, определенной «Типовым положением об общеобразовательном учреждении». В школе имеется номенклатура дел, входящая и исходящая документация. Осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций). Приказом по школе распределены обязанности между руководителями школы, другими сотрудниками. Нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность школы, ведется в соответствии с требованиями. Общее санитарно-гигиеническое состояние школы соответствует требованиям Госсанэпиднадзора. Соблюдаются питьевой, световой, воздушный, тепловой режимы. Регулярно проводится инструктаж по охране труда и технике безопасности. Для сотрудников школы созданы благоприятные условия: оборудовано место для отдыха, организовано горячее питание, сотрудники регулярно проходят медицинский осмотр, работники поликлиники проводят профилактические прививки, за состоянием здоровья в течение рабочего дня наблюдает медицинская сестра. Зарплата сотрудникам выплачивается регулярно. Разработано «Положение о материальном стимулировании работников МОУ средней общеобразовательной школы № 1», на основании которого ежемесячно выплачиваются стимулирующие надбавки из надтарифного фонда, материальная помощь. В школе работает профсоюзная организация, интересы которой представляет профсоюзный комитет. ПК следит за правильной оплатой труда, контролирует выполнение законодательства о труде, правил внутреннего распорядка, вносит предложения по улучшению работы учреждения и т.д. Деятельность руководящих работников школы (директора, заместителей директора, психологической службы и др.) отличается согласованностью, взаимопониманием. Педагогические работники привлекаются к управлению образовательным учреждением через деятельность методических объединений, методического совета, педагогического совета, Совета школы, различных комиссий. Планирование работы помогает четко организовать работу учреждения, анализировать и контролировать выполнение поручений. Таким образом, несмотря на большую численность работающих (73 человека) сотрудников, разнородных по возрасту, уровню профессиональной подготовки, стажу работы в данном учреждении, администрации удается поддерживать в коллективе благоприятный психологический климат и высокую работоспособность сотрудников.
II.5. Внешние связи школы На базе школы регулярно проходят семинары для учителей и руководителей района, области. В 2002 году коллектив школы был награжден грамотой районного методического кабинета за хорошую постановку методической работы. Налажены творческие контакты школы с учеными, ВУЗами (Покровским филиалом МГОПУ им. М. Шолохова, Институтом инженерных технологий, регионального предпринимательства и информатики, Владимирским техническим университетом, МИСиС), с НИИ вирусологии и микробиологии, со средними профессиональными учебными учреждениями (Покровским педагогическим колледжем, профессиональным училищем № 58 д. Кабаново Орехово-Зуевского района). Представители науки консультируют учащихся и педагогов в научно-исследовательской деятельности. Студенты Покровского педагогического колледжа, МГОПУ им. М. Шолохова, ИРПИ регулярно проходят педагогическую практику на базе школы.
II.6. Традиции школы:
II.7. Текущее ресурсное обеспечение школы II.7.1. Кадровые ресурсы Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работают 73 педагога, из них 6 совместителей. В школе работают 2 молодых специалиста. 26 выпускников школы (35%) работают учителями.
Квалификация учителей
Награждены:
Имеют звание «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования РФ» - 8 чел. (11%)
Состав педагогических кадров по стажу работы
Возрастной состав учителей
:
В школе сформированы группы учителей:
По степени креативности можно выделить следующие группы учителей:
II.7.2. Материально-техническая база Школа функционирует в одном здании постройки 1971 года, которое нуждается в капитальном ремонте. Школа располагает 30-ю классными комнатами. Оборудованы специализированные кабинеты информатики (2), химии, физики, биологии, географии, истории, музыки, изобразительного искусства, швейная мастерская, столярная и токарная мастерские, кабинет ритмики. Имеется также библиотека, спортивный зал, расположенный в пристройке, актовый зал, совмещенный со столовой, малый актовый зал, столовая на 100 мест, медицинский кабинет, стадион. Функционируют 5 административных кабинетов: кабинет директора, кабинет заместителей по УВР, кабинет заместителя по научно-методической работе и психолога, кабинет заместителя директора по воспитательной работе и педагогов-организаторов, кабинет заместителя директора по АХЧ. Все рабочие места административных работников школы оснащены компьютерной техникой. Школа осуществляет профессиональную подготовку водителей категории «С». Для этого имеется соответствующая материальная база: автомобиль ГАЗ-54, два оборудованных стендовым материалом кабинета, теплый гараж со смотровой ямой. Имеется также площадка, оборудованная для учебно-тренировочных занятий. Школа подключена к сети Интернет. Библиотека обладает общим фондом 33624 единицы хранения. Материальная база ежегодно обновляется. Летом 2004 года был произведен частичный ремонт кровли здания, отремонтированы учебные классы, приобретены мебель и школьное оборудование. Ежегодно закупаются 1-2 комплекта мебели в учебные кабинеты. Специализированные кабинеты оснащены современными техническими и дидактическими средствами обучения. Кабинеты информатики располагают 20-ю компьютерами с процессорами Intel-Pentium-4, полным пакетом прикладных и инструментальных программ, обеспечивающих процесс обучения информатике. Созданы материальные условия для реализации внеклассной работы и дополнительного образования по предмету: накоплены обучающие электронные программы по различным направлениям курса, имеется сканер, принтеры, видеокамера. В швейной мастерской созданы материальные условия для трудового обучения девочек – закуплены швейные машинки японского производства. Постоянно пополняется материальная база для занятий учащихся физкультурой и спортом. В целом школа работает в стесненных условиях, так как здание рассчитано на 22 класса-комплекта. Дополнительно используется спортивный зал Центра творческого развития, образования и досуга. Для проведения мероприятий используем актовые залы городского Дома культуры, Центра творческого развития, образования и досуга, помещения городских библиотек, краеведческого музея, картинной галереи, а также городской стадион.
II.7.3. Финансовые ресурсы Школа находится на бюджетном финансировании. Финансирование школы осуществляется на основании сметы целевого расходования средств, предусмотренных сметой. Для улучшения материальной базы привлекаются средства спонсоров. За их счет приобретены пианино для актового зала, телевизор «Самсунг», магнитофоны, спортивный инвентарь, компьютеры, принтеры для кабинета информационных технологий, аквариум. Средства спонсоров привлекаются также для проведения вечеров, экскурсий, издания школьной газеты.
III. Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ и проблем школы
III.1. Результаты образовательного процесса За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди жителей города. Многие ее выпускники приводят в школу своих детей, образуя многочисленные школьные «династии». Кроме того, 26 педагогов (35%) являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению. В 2000-2003 годах школа работала по теме «Эффективная организация учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе как средство создания условий для развития личности учащихся». Для школы характерно достаточно высокое качество образования учащихся. В 2003-2004 учебном году освоили образовательный стандарт 100% учащихся. На «4» и «5» окончили год 30% учеников 5-9 кл., 32% учащихся 10-11 классов, 57,8% учащихся начальных классов. Количество отличников составляет 21,7% от общего числа учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5». За последние 3 года вырос процент поступления выпускников в высшие учебные заведения: с 63% в 2002 г. До 81% в 2004 году. Итоги последних трех лет показывают, что тенденция к повышению качества выпускников школы сохраняется.
Качество обученности в школе I ступени:
В том числе в гимназических классах:
Качество обученности в школе II ступени
Результаты итоговой аттестации учащихся 9-х классов показывают, что школьники усвоили базовый стандарт обучения 9 класса:
Результативность учебно-воспитательного процесса по итогам учебного года:
Качество обученности в школе III ступени
Результаты письменных экзаменационных работ учащихся 11-х классов показали, что базовый компонент содержания образования усвоен учащимися:
Одна из центральных задач школы – выявление и поддержка одаренных детей, создание условий для максимального развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Для решения этой задачи большую роль в системе внеурочной работы играют школьные, районные олимпиады. Качество обучения позволяет школе в течение последних 2 лет стабильно лидировать среди школ района по результатам районных олимпиад. Ежегодно в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на различных уровнях принимают участие более 38% учащихся школы.
Результаты районных олимпиад
Результаты участия в районных, областных, всероссийских конкурсах 2002-2003 учебный год:
2003-2004 учебный год:
В целях обеспечения учащимся уровня обученности в соответствии с их запросами и возможностями, позволяющими адаптироваться в жизни, в школе создана система факультативов, кружкой и спортивных секций. В кружках, секциях и факультативах занимается 70% учащихся школы. В школе функционируют общеобразовательные, гимназические и коррекционные классы. Для осуществления индивидуальной образовательной траектории учащихся гимназических классов и учащихся с высокой положительной мотивацией к учению, а также для учащихся классов компенсирующего обучения создана широкая сеть факультативных курсов:
В направлении коррекционно-развивающего обучения проводится совместная работа с Покровским детским домом. Так, в 2003-2004 учебном году проведены психолого-педагогические семинары «Организация образовательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения» и «Итоги работы педагогического коллектива при индивидуальном обучении учащихся в детском доме». Для совершенствования эффективности индивидуальной работы проведены психолого-педагогические консилиумы «Школа – детский дом» в классах КРО. Учителя и воспитатели завели психолого-педагогические карты, журналы учета обучения и здоровья на каждого ученика. Учителя, работающие в классах КРО, при подготовке и проведении уроков стремятся учесть психическое состояние детей, активно используют различные формы фронтальной и индивидуальной помощи школьникам, включают в содержание учебных программ коррекционно-развивающие блоки, предусматривающие восполнение опыта познавательной деятельности. Результаты итоговой аттестации выпускников 9 класса коррекционно-развивающего обучения показали выполнение стандарта образования. Все учащиеся сдали экзамены и продолжают обучение в других учебных заведениях: ССУЗ – 30%, ПУ – 4%. Областная проверка (2003 г.) подтвердила хорошие, устойчивые знания учеников 6, 7, 9-х классов по математике, биологии, химии, русскому языку.
III.2. Основные способы достижения результатов образовательного процесса На протяжении ряда лет в школе используются личностно-ориентированные развивающие технологии. Учителя школы внедряют в практику работы технологию проектного, исследовательского обучения. Они расширяют возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придают образовательному процессу диалоговый характер. Использование современных образовательных технологий позволяет расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым следует отнести:
Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования и поискам новых форм организации образовательного процесса. Для решения задачи создания благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребенка в школе проводится работа над совершенствованием учебных программ, которые должны обеспечить уровень сложности учебного материала в соответствии с индивидуальными способностями каждого ученика. Учителя работают также над созданием программ элективных курсов. Эти программы утверждаются методическим советом школы. Опыт учителей неоднократно представлен во Владимирском институте усовершенствования учителей. Совершенствуется система методической работы, основными задачами которой являются:
Педагогический коллектив использует различные формы организации методической работы:
В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика, помогающая выявить профессиональные запросы и потребности. На основе ее результатов дифференцированно распределяется работа с кадрами и выбираются адекватные формы ее проведения. Методическая работа в школе строится индивидуально и дифференцированно. Для молодых педагогов и учителей, находящихся на этапе самоактуализации, проводится работа «Школы педагогического мастерства». Задачи:
Формы и методы методической работы:
Для учителей, работающих в классах коррекионоо-развивающего обучения, проводятся психолого-педагогические семинары, психологические тренинги: «Снятие эмоционального напряжения», «Навыки взаимодействия с детьми», «Формирование навыков конструктивного общения». Выработку коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы проводит психолого-педагогический консилиум, организующий консультативную помощь для семьи и воспитателей детского дома, комплексно воздействующий на личность учащегося. Координирует методическую работу методический совет, который определяет стратегические задачи и направления обучения педагогических кадров, утверждает программы и планы повышения квалификации кадров, направляет работу МО, возглавляет работу по подготовке и проведению методических конференций, педагогических советов, оценивает эффективность действующей в школе системы методической работы на основе анализа, представляет сотрудников школы к поощрению, подводит итоги внутришкольного контроля.
В школе создана система внутришкольного контроля:
Методы внутришкольного контроля:
При проведении ВШК используются различные формы:
Внутришкольный контроль связан в школе с педагогическим анализом и регулированием. Привлекаются руководители МО, при определении ключевых тем административных работ ВШК привлекаются учителя-предметники. Ведущую роль в организации и проведении методической работы в школе играют педагогические советы. Совершенствуется деятельность педсоветов, используются различные формы их подготовки: анкетирование, ранжирование, педагогические чтения. Формы проведения педсоветов также разнообразны:
Проведены тематические педсоветы и совещания по проблемам:
Все работники школы прошли запланированную профессиональную переподготовку в ИУУ г. Владимира, а также занимались на проблемных курсах. За время функционирования ОУ сложилась система организации методической работы. Уровень методической подготовленности педагогического коллектива повышается. В школе созданы благоприятные условия для развития творческих способностей учителей, предоставляется право на применение оригинальных приемов работы, использование современных образовательных технологий.
Учителя школы принимают активное участие в проведении районных и областных методических семинаров по обобщению и демонстрации передового опыта педагогических работников школы. Проведены семинары:
В школе создаются благоприятные условия и для творческого профессионального роста учителей, и как результат наблюдается динамика роста квалификационных категорий педагогов. Педагоги школы возглавляют районные методические объединения учителей:
Наши учителя:
III.3. Результаты внеурочной деятельности В 2003-2004 учебном году была активизирована организация внеурочной деятельности: интересные, содержательные мероприятия прошли в рамках предметных недель. Результаты участия в районных мероприятиях 2003-2004:
В рамках внеурочной деятельности проведены экскурсии в г. Владимир, Орехово-Зуево, в музей г. Покрова. Был организован просмотр фильмов исторической тематики для учащихся 6-7-х классов. В школе уделяется достаточно внимания профессиональной ориентации молодежи. Наши ученики регулярно участвуют в выставках декоративно-прикладного искусства, проводимых в районе, в мероприятиях, проводимых в городской и детской библиотеках (выставки профессионального мастерства, знакомство с профессиональными учебными заведениями, встречи с представителями различных профессий). Важную роль в профессиональной ориентации учащихся играет также наше сотрудничество с городской газетой, где публикуется информация об учебных заведениях города, района, области. В то же время надо отметить, что не со всеми близлежащими учебными заведениями профессионального обучения налажены связи. В наших планах – заключение договоров о сотрудничестве с ПУ-31 г. Петушки, колледжами г. Орехово-Зуево. Большое значение в профессиональной ориентации учащихся, в объединении детей разного возраста с целью разностороннего развития личности и реализации творческих способностей имеет издание школьной газеты «Прометей». В результате этой работы возрастает мотивация детей к учению, а также совершенствуются их навыки литературного творчества, повышается грамотность учащихся. Большое внимание уделяется работе с семьей. Проведены общешкольные родительские собрания по параллелям «Модернизация образования: цели и пути их достижения». Важным показателем результативности воспитательной системы является снижение уровня правонарушений, а также участие родителей в учебно-воспитательном процессе. На внутришкольном учете (на сентябрь 2004 г.) находятся 3 учащихся (0,3%), на учете в ИДН наши учащиеся не состоят.
III.4. Конкурентные преимущества школы, проблемы и противоречия образовательного процесса Анализ результатов образовательной деятельности МОУ средней общеобразовательной школы № 1 г. Покров показывает:
III.4.1. Конкурентные преимущества школы Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:
III.4.2. Противоречия, на разрешение которых должна быть направлена программа развития школы Это противоречия между:
III.4.3. Проблемы, требующие решения в процессе реализации настоящей программы развития школы - дальнейшее развитие информационного пространства школы; - активизация нравственного и гражданско-правового воспитания и воспитания гражданской ответственности; - развитие органов ученического самоуправления; - создание школьной локальной компьютерной сети; - открытие школьного радиоузла; - внедрение системы автоматизации управленческой работы; - пополнение материальной базы и активизация функционирования кабинета информационных технологий; - активизация работы с молодыми учителями, педагогами-исследователями; - создание комплексной программы «Здоровье».
Из всего вышеизложенного следует цель программы развития школы на 2004-2009 гг. – создание условий для развития системы вариативного образования, обеспечивающей социализацию школьников в условиях психологически комфортной среды, для достижения нового качества образования.
Основные задачи программы:
IV. Концепция развития школы
IV.1. Основная идея развития образовательного учреждения Предыдущие наработки, достижения, традиции школы, высокий рейтинг школы в муниципальной образовательной сети дает основания для перехода школы в новое качественное состояние. Под новым качеством образования мы понимаем:
Основная идея развития нашего учреждения заключается в том, что наша школы является школой адаптивного типа, реализующей вариативность образования и работающей в направлении индивидуализации обучения и воспитания. Миссия как проектное видение будущего образа нашего учреждения такова: наша школа – это школа адаптивного типа. (По определению А. Гаврилина, «адаптивная школа – школа, предоставляющая ученику возможность выбора, возможность максимального использования своих возможностей в школьной жизни, а также в подготовке и развитии их к последующей жизнедеятельности».1) Принципы адаптивной школы:
IV.2. Модель адаптивной школы I ступень
Ожидаемые положительные результаты:
II ступень
Ожидаемые положительные результаты:
III ступень
Ожидаемые положительные результаты:
Выпускник школы, для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой. Это определяет необходимость введения в 8-9-х классах предпрофильной подготовки, на III ступени - профильного образования как системообразующего, которое позволит:
Философия программы развития школы основывается на принципах личностно-ориентированной педагогики и задачах реформы общеобразовательной школы. Будет обновлено содержание учебно-воспитательного процесса: предполагается обновление содержания традиционных предметов, введение значительного числа курсов по выбору, создание условий для научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся. Методы, используемые педагогами в работе с учащимися в ходе образовательного процесса в школе социального оптимизма, должны быть ориентированы на: - самопознание и саморазвитие учащихся, - развитие у учащихся не только навыков познания и исследования, но и проектирования нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации, - развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи, - формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся; - поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности; - развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу. Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к технологии деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой; повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и различные школьные сообщества. Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретением ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения профильного обучения, характерными чертами которого являются:
В результате этого будут созданы условия для:
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Мы предполагаем создание профильной школы на основе концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783. Будет реализовываться социально-экономический профиль. Школа нового качества немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержания у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую компетентность. С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников.
IV.3. Концепция развития воспитательной системы школыВ основе воспитательной системы школы лежит культурологический компонент образования. Воспитательная система предполагает максимально эффективное использование воспитательных возможностей уроков и внеурочной работы по предметам. Внеклассная работа с учащимися организуется по следующим направлениям:
Системообразующим компонентом воспитательной системы являются краеведение и народоведение – большое внимание уделяется изучению национальной культуры, обычаев, традиций России и Владимирского края. Основной формой организации внеклассной деятельности учащихся являются общешкольные КТД. Предполагается организация активизации деятельности детских объединений: «Солнышко» (1-5 классы) и «Россияне» (5-11-е классы), Клуба старшеклассников, дискуссионного клуба, Клуба выпускников. Ожидаемые положительные результаты:
- хорошо развитое осознание своих способностей и потребностей, умение использовать эти знания для выбора альтернатив, дающих возможность вести здоровую, продуктивную, наполненную самоосуществлением жизнь; - умение ценить и выстраивать личные, семейные, деловые, макросоциальные взаимоотношения; - умение ценить культурную и творческую деятельность и собственное участие в процессе культурного обогащения личности и общества; - стремление быть хорошо осведомленным в вопросах истории, политической ситуации, национальных и международных проблем, проявлять гражданскую активность и ответственность; - хорошее осознание взаимосвязи и существующих механизмов природы, умение ценить и эффективно и ответственно использовать природные богатства; - способность быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, умение работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; - способность и желание самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня; - потребность приобретать новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира; - умение реализовать себя в профессиональной деятельности; - владение общеучебными интеллектуальными умениями, различными мыслительными и коммуникативными навыками, умение оптимально решать разнообразные проблемы, работать с количественными данными, тесно и продуктивно сотрудничать с другими людьми; - способность самостоятельно критически мыслить, умение видеть возникающие в мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; - способность четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности, способность генерировать новые идеи, творчески мыслить; - умение и способность грамотно работать с информацией (собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы).
Школа готова к реализации поставленных целей:
V. Основные направления программы развития школы
V.1. Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху В школе планируется дальнейшее использование личностно-ориентированных образовательных технологий. Предполагается проведение работы по широкому внедрению в образовательный процесс информационных технологий, что позволит создать условия для:
Предполагается открытие школьного научного общества учащихся. Это позволит содействовать профессиональной ориентации к профотбору выпускников школы, даст возможность учащимся:
Инновационные процессы в области воспитания учащихся будут направлены на развитие системы самоуправления учащихся через расширение функций Совета ученического соуправления. Работу по гражданскому воспитанию предполагается решать путем создания дискуссионных клубов школьников по интересам (политика, экономика, искусство, образование и т.д.). К деятельности дискуссионных клубов планируется привлекать родителей учащихся и выпускников школы. Предполагается расширить участие выпускников в жизни школы путем создания Клуба выпускников.
V.2. Развитие профильного образования как системообразующего компонента образовательной системы школы Реализация профильного обучения возможна при условии относительного сокращения инвариантного компонента, то есть учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Учитывая положения концепции профильной школы, мы предполагаем следующий набор базовых (обязательных) общеобразовательных предметов: математика, русский язык, иностранные языки, история, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания, естествознания. Предполагается следующий набор профильных общеобразовательных предметов: математика, физика, информатика., биология, химия, физика, история, обществознание, право, экономика. Обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля на старшей ступени – элективные курсы, будут реализовываться и конструироваться исходя из целесообразности профиля, возможностей школы и желания учащихся. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Примерное соотношение базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Одним из основных направлений развития профильного образования является создание модели построения курса предпрофильной подготовки. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. В этих целях необходимо:
Основная функция курсов по выбору – профориентационная. Число таких курсов должно быть по возможности большим, но вводиться они должны постепенно. У ученика необходимо формировать умение грамотно выбирать такие курсы.
С переходом на новую модель школы возникают следующие проблемы:
Для их успешного решения необходимо:
Основные функции управления: Информационно- мотивационно- планово- аналитическая целевая прогностическая
контрольно- регулятивно- организационно- диагностическая коррекционная исполнительская
Критерии в системе управления:
Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу.
Аттестация учащихся профильной школы: Годовая аттестация учащихся профильных классов предусматривает проведение обязательного для всех учащихся переводного экзамена по одной из профильных дисциплин. Выбор предмета и форму проведения переводного экзамена определяет педагогический совет образовательного учреждения. Выпускникам профильных классов, успешно сдавшим выпускные экзамены и подтвердившим соответствие качества подготовки требованиям государственных образовательных стандартов и уровню подготовки, предусмотренному содержанием профильного образования, выдается аттестат об общем образовании с соответствующей записью о статусе класса (школы).
Требования, предъявляемые к учителю профильной школы Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующего профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
Довузовская подготовка Профессиональная подготовка школьников старшей ступени осуществляется на основе договоров с ВУЗами (МГТУ им. Н. Баумана, Электростальским политехническим институтом, ИРПИ и др.), другими профессиональными учебными заведениями, предприятиями города. По завершении курса профессиональной подготовки и при условии успешной сдачи экзамена по соответствующему курсу выпускники профильной школы получают свидетельство об овладении определенной профессией.
V.3. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива Условием поддержания оптимистического настроя учащихся является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. Школа планирует обновление кадрового потенциала за счет прихода молодых специалистов и привлечения высококвалифицированных преподавателей вузов в качестве совместителей, ведущих элективных курсов. В содержании методической работы акцент будет смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие у учителя его профессионального самосознания, а на этой основе – определение путей и средств его профессионального саморазвития. Совершенствование профессионального роста учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:
Основными формами повышения квалификации педагогических работников школы будут:
Кроме традиционных методических объединений и временных творческих групп, в школе планируется создание профессионально-педагогических объединений, в которые будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями. Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информационными технологиями на функциональном уровне.
VI. Основные мероприятия по реализации программы развития школы
Каждое из выделенных направлений требует решения ряда задач, поэтому под реализацию каждой задачи нами разработаны системы конкретных мероприятий.
VI.2. Формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования
VI.3. Отработка системы диагностики и коррекции путей формирования личностных особенностей (с учетом возрастных особенностей) для дальнейшего личностного, социального и профессионального самоопределения
VI.4. Совершенствование учебно-воспитательной системы с целью формирования готовности к переходу к профильному обучению
VI.5. Создание системы профессионального развития учителей по вопросу профильного обучения школьников и подготовка педагогического коллектива к организации и проведению научно-исследовательской и экспериментальной работе
VI.6. Создание качественно новых отношений содружества «учитель – ученик – родители» через совершенствование форм воспитательной работы и развитие ученического самоуправления
VI.7. Укрепление ресурсной базы школы для создания благоприятных условий реализации программы
Примечание. Перечисленные мероприятия подлежат корректировке в зависимости от результатов, получаемых в ходе реализации программы развития школы.
VII. Критерии результативности выполнения программы
Параметры личности выпускника
VIII. Представление о выпускнике нашей школы
Приступая к разработке концепции развития школы, педагогический коллектив рассматривал ее как форму своего профессионального самоопределения. Мы понимали, что школа, занимаясь подготовкой людей будущего, должна производить то, что пользуется спросом. Рыночная экономика – система жесткой конкуренции. Работодатели заинтересованы в наилучшем кадровом составе, между ними разворачивается борьба за лучшие умы и за самые умелые руки, чтобы обеспечить высокую производительность труда и отменные результаты деятельности. Школа должна подготовить молодежь к борьбе за свое место на рынке труда, а для этого учить каждого ребенка с учетом интеллектуальных способностей и жизненной ориентации. Выбор стратегии развития образовательного учреждения обоснован, прежде всего, требованиями к знаниям и умениям выпускника современной школы.
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
УМЕЮ: ИМЕЮ: - Адаптироваться в меняющихся ситуациях - хорошее здоровье - Самостоятельно приобретать знания - необходимые знания - Применять знания на практике - мотивацию к про- - Критически мыслить фессиональному само- - Видеть новые проблемы определению - Находить пути решения проблем - коммуникативность - Творчески мыслить - желание трудиться - Работать с информацией - Контактировать с представителями различных социальных групп
Выпускник нашей школы будет успешным практически в любой сфере социально- экономической и культурной жизни общества. Таким образом, выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстроменяющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание, толерантность. Присущий выпускнику школы социальный оптимизм базируется на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.
IX. Финансовое обеспечение программы развития
I.1. Оплата труда штатных работников школы2
I.2. Оплата труда привлеченных специалистов3
II. Повышение квалификации учителей
III. Оборудование4
III.1. Лабораторное оборудование5
III.2. Технические средства обучения
X. Литература
1. Ильенко Л.П. Программа развития школы: Структура, содержание, перспективное планирование работы. – М.:АРКТИ, 2001.
2. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М. М. Поташника и В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. Адаптивная школа: опыт создания и функционирования воспитательной системы СШ № 25 г. Владимира. Научно-методический сборник статей / Под редакцией А.В. Гаврилина. – Владимир: Изд. ВОИУУ, 1997, с. 3. Оплата труда штатных работников осуществляется за счет надтарифного фонда. Оплата труда привлеченных специалистов осуществляется по договорам за счет фонда экономии заработной платы. Приобретение оборудования планируется по смете. Могут привлекаться средства спонсоров. При расчетах стоимости оборудования использованы официальные прайс-листы ООО «Природа у школы». Адрес: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д.24. Тел./факс: (495)748-36-50, 963-61-56; http://priroda1.ru/; E-mail: school@priroda1.ru по ценам на 22.03.2004 г.
|