Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вернуться к обычному виду

Царская часовня

Кто и когда построил часовню в деревне Перепечино, стоящую напротив здания вокзала железнодорожной станции Покров, местным краеведам установить не удалось. Престольным праздником здесь всегда был и остается день памяти пророка Божия Илии 2-го августа. Служить в часовню до ее закрытия приезжали священники из Свято-Покровского храма г. Покрова. В часовне, или в здании вокзала, где проходило богослужение в зимнее время, была большая напольная икона Покрова Божией Матери. После закрытия часовни примерно в 1926 году эта икона хранилась в семье Василия Федоровича Филиппова, а затем была отдана в село Марково. Об этом рассказывала его дочь Александра Васильевна Перехожева.

Можно предположить, что и часовня и храм в селе Марково честь Казанской Божией Матери были построены в одно время, то есть, в начале прошлого века и одним и тем же строителем. Думаю, что кирпич доставлялся по железной дороге на станцию Покров, а уже отсюда на лошадях его увозили к месту строительства в 6-ти километрах от станции.

Случилось и событие, которое предполагало памятный знак в виде часовни. В 1913 году праздновалось 300-летия Дома Романовых. В мае Государь Император Николай II вместе с семейством совершил путешествие по старинным русским городам. В пути царский поезд делал остановки, и венценосное семейство выходило полюбоваться окрестностями. Была такая остановка и на станции Покров. Сергей Юрьевич Фокин вспоминает рассказ своего дедушки Ивана Егоровича Фокина, который отметил, что половодье в тот год было большое, и разлив был хорошо виден прямо со станции. Население деревни о следовании царского поезда предупредили и обязали выйти к Государю на поклон и приветствовать его.

Местный краевед Нина Васильевна Большакова была первой, кто строительство часовни на станции Покров связал с пребыванием Государя с наших местах. Император сделал остановку и у деревни Омутищи. Об этом рассказывала мама Нины Васильевны. Она была 8-9-летней девочкой и помнит, как вместе с другими бежала к царскому поезду. Хорошо запомнились ей белые нарядные платья Государыни Императрицы и ее дочерей на весеннем зеленом лугу.

Безусловно, сегодня, когда часовня восстановлена и освящена в честь святых Царственных мучеников и страстотерпцев, уже не имеет значение то, верны ли исторические предположения.




Нашей деревенской часовне повезло: она не была разрушена до основания, несмотря на подобные попытки. Время завоевания господства новой идеологией было очень жестоким. Оно делало врагами родных людей. Мой прадед Федор Федорович Филиппов был старостой деревни. Часовня входила в круг забот старосты. В его дом, завершив богослужение, священники приходили обедать, при этом очень хвалили пироги жены старосты Анна Федотьевны. Моя мама Клавдия Николаевна Фомичева рассказывала, как девочкой-подростком она помогала дедушке подготовить часовню к празднику Пасхи, чистила и протирала иконы. А ее брат Василий Филиппов вошел в число молодых активистов новой власти и с группой молодых деревенских жителей сбрасывал купол и крест. Всех, кто составил эту группу, ждала погибель. Причем, от рук новой власти, которая поручила им это разрушение местной святыни.

Здание часовни впоследствии использовалось по-разному: какое-то время здесь был магазин для железнодорожников, потом ей отвели роль силосной башни, а в 60-ом году часовню превратили в кинобудку и пристроили к ней брезентовый клуб арочного типа к радости населения деревни, где никогда не было своего клуба. После кино были танцы, проходили они на небольшом пятачке прямо перед входом, который теперь был замурован. Вход в кинобудку устроили через западное окно. Под ноги танцующих попадали осколки красного кирпича, которым была выложена часовня, и люди в прямом смысле слова попирали святыню. Среди них были и мы, подростки послевоенной поры.

Использование часовни для различных хозяйственных нужд помогло сохранить здание, поскольку оно закрывалось на замок. Но когда летний клуб в 1975 году закрылся, местные жители выломали дверь и унесли каменные плиты пола. В последующие 25 лет часовня представляла интерес только для мальчишек, которые терзали остатки зеленой кровли и играли здесь в свои игры. Упавшие наверх семена березы проросли двумя деревцами, которые венчали здание часовни вместо купола и креста.

Дети из приезжей семьи алкоголиков дышали здесь клеем. Часовня постепенно превращалась в отхожее место.

Те местные жители, которые ходили в церковь, стали обращаться к духовенству и выражать тревогу. Я хорошо помню этот период времени. Моя семья в 1995 году вернулась с Чукотки. Я продолжала работать на районном радио и в свою очередь рассказывала благочинному священнику Андрею Тетерину о бедственном состоянии нашей деревенской часовни.

Вскоре в районной газете вышла небольшая публикация Нины Васильевны Большаковой, которая высказала предположение о том, что часовня построена в 1913 году в часть остановки Государя Императора на станции Покров. Я показала эту заметку новому настоятелю нашего приходского Свято-Покровского храма, отцу Сергию Березкину.




В начале лета 1999-ого года второй священник храма отец Андрей Айдаров, на попечении которого находился в том время возрождающийся храм Казанской Божией Матери в селе Марково, пригласил меня поехать в деревню Богдарня. За год до этого здесь была построена часовня в честь Вознесения Господня, теперь приписанная к Казанскому храму. Средства выделил англичанин по национальности, православный русский подданный мистер Джон Каписки, имеющий здесь дачу. Я с готовностью поехала, так как общестроительные работы здесь выполняли муж моей сестры Александр Морозов и мой сын Станислав Фомичев. Хотелось посмотреть, как часовня выглядит теперь, когда завершились отделочные работ. После молебна священника пригласили на обед в дом мистера Джона, семья которого в это время была в отъезде. Монахиня, присматривавшая за хозяйством, вынесла вдруг бумажную икону Николая II, написанную в Америке, и протянула ее отцу Андрею. Батюшка сказал, что такая икона у него есть, и она протянула эту икону мне. Я была безмерно счастлива, поскольку к этому времени прочитала небольшую по объему книгу Александра Шаргунова «Чудеса Царственных мучеников», в которой удивительным образом собраны свидетельства людей разных поколений и социального положения, живших в разное время. Книга произвела на меня большое впечатление. Значительно позже я поняла, что это был Знак.




Примерно в июле 1999 года было получено благословение на сбор денежных средств для восстановления часовни в деревне Перепечино. Вместе с Галиной Борисовной Пономаревой мы ходили с церковной кружкой по местным деревням Марочково, Емельянцево, Домашнево, Дубровка, Богдарня, пос. Луговой. Люди в основном по-доброму воспринимали известие о том, что еще одно церковное здание будет восстанавливаться. Пожертвования были небольшими, но на крупные сумы мы и не рассчитывали. Со своей стороны старались ответить на вопросы, рассказать о предстоящих церковных праздниках, обратить внимание на то, какие иконы можно увидеть в нашем приходском Свято-Покровском храме.

Сбор средств вели Александр Степанович Сороковиков и Зинаида Ивановна Хихлова, которая с церковной кружкой ходила по электричкам. В общей сложности были собраны первые 14 тысяч рублей.

Здание часовни осмотрел опытный инженер-строитель Вячеслав Петрович Инюшин. Он отметил сравнительно хорошее состояние кирпичной кладки, обратил внимание на фундамент здания, требующий некоторой реставрации. И посоветовал оштукатурить стены снаружи и внутри. 13 октября 1999-го года настоятель Свято-Покровского храма о. Сергий Березкин назначил меня ответственной за восстановление.

С одной стороны мне хотелось потрудиться ради родной деревни, поскольку долгое время я жила и работала на севере. А с другой - навыка подобных работ у меня не было, поскольку всю жизнь я работала журналистом в газетах и на радио. Но, как и все в затруднительных случаях, я надеялась на помощь семьи. И семья не оставила меня в этом многотрудном деле.




Первым приобретением на собранные деньги был красный кирпич для реставрации фундамента и западного окна. Затем в местной мастерской металлоизделий был заказан купол, крест и металлическая дверь. В феврале 2000-го года было решено залитый бетоном вход в часовню и восточное окно освободить. Эту трудоемкую работу выполнили Александр Морозов, Станислав Фомичев и Владимир Иванович Полетаев.

Март 2000-го года был теплым, снег растаял быстро. Наступил солнечный и еще более теплый апрель. В мастерской металлоизделий торопили с реставрацией верхней части здания, чтобы приступить к устройству кровли, пока не началась летняя горячка с выполнением заказов и не пошли дожди. Для производства работ требовалась небольшая строительная артель, но найти ее никак не удавалось. Семь лет назад такого количества гастарбайтеров в наших краях не наблюдалось. Время шло, дело не двигалось.

22 апреля, в день рождения Сергея Енгалычева, ребята приехали в деревню на своих мотоциклах. В это время они вели разговоры о создании мотоклуба, собирались, обсуждали эту идею. На этот раз они предложили очистить верхнюю часть здания. Забраться наверх было не так просто: стены часовни 6-метровой высоты. Но у нас дома оказалась подходящая для этого дела лестница. Ребята забрались наверх, осторожно освободили березки, а затем стали сбрасывать вниз накопившийся многолетний мусор. Затем подогнали самосвал, погрузили его, прибрав территорию. С этого момента все как бы встало на свои места и пошло своим чередом. Нашлось артель строителей-армян, началась реставрация здания.




Денег на приобретение строительных материалов и оплату работы, в принципе, не было, небольшие суммы давали церковные кружки, которые удалось разместить в пунктах питания, столовых и кафе, стоящих на трассе Москва-Нижний Новгород. Благодаря дальнобойщикам они не пустовали и продолжают поддерживать часовню до сих пор. Остальные средства выделяли местные предприятия, отзываясь на письма пожертвованиями в 2-3 тысячи. Это «Ранова», «Промэнерго», «Штольверк». Концерн «Росм», по распоряжению Президента компании Марка Генриховича Водовозова, выделил 3 тонны цемента, Городищенская отделочная фабрика привезла тротуарную плитку собственного литья, строительная фирма «Нева», завод ЖБИ выделяли бетон, керамзит. Помогали все. Мистер Джон Каписки отозвался на мое письмо пожертвованием в 20 тысяч рублей на устройство кровли, но строительное предприятие «Миф», позже переименованное в «Аман», руководит которым Михаил Васильевич Клесов, крышу из оцинкованного железа, а также решетки на окна, козырек над входом и металлическую ограду территории выполнили бесплатно. Объем работы составил значительную сумму, значительно превышающую 100 тыс. рублей.

Так, с миру по нитке, и с Божьей помощью находились средства, на которые велось восстановление. И не только средства. Например, для работы понадобились леса, и Владимир Иванович Полетаев разрешил нам пользоваться личными металлическими лесами. Понадобилась емкость для того, чтобы замешивать раствор, и на все время строительства ее предоставила семья Холкиных. Надо было привезти, разгрузить и разместить в укрытие три тонны цемента. Это сделал мой сын Станислав. Он привез и лично перетаскал 60 мешков цемента в свой новый, еще не заселенный дом. Возникла трудность с заказом арочных рам для окон, и Александр Морозов нашел мастерскую, заказал, а затем привез и установил готовые изделия. Я не говорю уже о таких мелочах, как тележка, лопаты. Все приходилось нести и везти из дома.

Не могу сказать, по какой причине, но перед началом работ настоятель Свято-Покровского храма священник Сергий Березкин не отслужил молебен, как это обычно делается. Поэтому объявление о том, что в деревне затевается такое важное дело, не было сделано. А по своей инициативе никто этим не интересовался и посмотреть, что делается на часовне, не приходил. Даже после того, как 25 мая 2000 года часовню украсили новенький купол и крест. Так что добровольных помощников из числа местных жителей не было. Но, во-первых, была молитвенная помощь. Александр Степанович Сороковиков с небольшой группой женщин организовал по своей инициативе крестный ход в Троице-Сергиеву Лавру, где помолились об успешном окончании работ.

Во-вторых, очень хорошо работали строитель, штукатур Гукас Миносян и его помощник Ваграм Галстян, отец которого Роберт Галстян как руководитель артели часто приезжал на этот объект. В результате внешняя и внутренняя отделки заняли в общей сложности полтора месяца. Причем, внутреннюю отделку Григорий Михайлович, как он предложил его называть, сделал с применением алебастра. Купить тонну алебастра на месте не представлялось возможным, и Андрей Полетаев на своей машине привез его из Москвы, прямо с завода, так что бумажные мешки были еще теплыми.

Со строителями у нас наладились очень хорошие отношения, тем более, что по условиям устной договоренности я обеспечивала строителей горячими обедами и строительными материалами. Евгений Морозов, мой племянник, работал тогда на автомашине и всегда помогал с доставкой. Зачастую делать это приходилось в срочном порядке.

Всегда готовы были придти на помощь ребята-байкеры. Во время восстановления часовни и после ее открытия они выполнили достаточно много работ – бетонировали, красили, штукатурили, копали колодец, работали по плотницкой части.




Открытие часовни я назначила на 7 июля. Но возникли проблемы с устройством крыльца. В ООО «Покровское», куда было написано письмо, выделили полкуба бетона, и Григорий Михайлович, работая уже на другом объекте, выбрал время и сделал эту работу. Так что само собой датой открытия определилось воскресенье 16 июля.

В этот день к часовне пришли деревенские жители, дачники, строители. Приехал с певчими священник Сергий Березкин и отслужил молебен. После реставрации часовня преобразилась. Старое, сложенное из красного кирпича здание, стало красивым, белым, увенчанным золотым куполом. Оно как бы выросло и помолодело. Но внутри пока еще не было заполнено святыми образами. Главное, что начались регулярные богослужения и стали совершаться таинства. Первым принял святое крещение в нашей часовне студент Покровского филиала Московского гуманитарного университета им. М. Шолохова и наш строитель Ваграм Галстян. Он обрел православное имя Николай. Вторым стал наш активный помощник Сергей Енгалычев.

В связи с тем, что никаких архивных данных о часовне найти не удалось, родилось такое предположение: мы решили, что она названа в честь святителя Николая чудотворца, небесного покровителя Царя Николая II. К его помощи мы обращались в период строительства. Символично, что икона святителя Николая стала первой, именно ее пожертвовала в часовню живущая по соседству Валентина Фролова.

Освящение часовни было назначено правящим архиереем на 25 августа. А 20 августа в Москве состоялся юбилейный архиерейский Собор, на котором в лике святых было прославлено более тысячи новомучеников и исповедников российских, расстрелянных и прошедших через ад сталинских лагерей. На этом соборе был канонизирован последний российский Государь Император Николай II и его семья, расстрелянная большевиками.

К приезду Владыки удалось приобрести для часовни две небольшие картонные иконы Спасителя и Божией Матери, а также ковровую дорожку. Накануне Сергей Енгалычев и Стас Фомичев уложили перед часовней тротуарную плитку. На этой площадке и совершался молебен.

Вначале прибыли священнослужители местных храмов и помощники Владыки, из Покрова пришел Крестный ход. Затем на машине приехал Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. На аналой, установленный на улице, в небольшом киоте возложили икону святых Царственных мучеников и страстотерпцев. Начался молебен с чином освящения. Торжественно звучали голоса священников, принимавших участие в этом соборном богослужении, пел хор. Владыка читал Евангелие. Это было логическое завершение огромной работы по восстановлению еще одного святого места, которое дождалось своего светлого часа. И это было первое в России святое место, освященное в честь Царской семьи, всего пять дней назад прославленной в лике святых.

Но это была лишь часть того, что еще предстояло сделать. Владыка говорил о необходимости благоустройства территории и золочения купола Царской часовни.

Этой же осенью территория была благоустроена, вокруг часовни выложена тротуарная плитка, проложена дорожка, ведущая к ней со стороны деревни. Решился вопрос электрификации, и теперь появилась возможность совершать богослужения в зимнее время. На следующий год территория часовни была огорожена. Был выкопан колодец и устроен цветник. Осенью удалось заложить фундамент подсобного помещения и на третий год его выстроить. Параллельно приобретались утварь, иконы, книги для библиотеки. Налаживалось ежедневное дежурство, работала воскресная школа, совершались паломнические поездки.

Первой иконой, которая была написана по специальному заказу, была, естественно, икона святых Царственных мучеников. Она была освящена 21 ноября 2000 года.

Сегодня часовня заполнена святыми образами, среди которых выделяется группа икон русских святых: святителя Афанасия, епископа Ковровского (с частицей мощей), благоверных князей Александра Невского и Андрея Боголюбского )с частицей мощей), святой Великой княгини Анны Кашинской, преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. В числе первых была написана также икона святого пророка Божия Илии. Принесена в дар еще одна икона святых Царственных мучеников.

Во вторник светлой седмицы в 2006 году здесь совершил вечернее богослужение Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.

27 сентября 2004 года по Указу Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Царская часовня приобрела статус самостоятельного прихода, настоятелем которого был назначен священник Свято-Покровского храма Василий Тихонов.

Сегодня в часовне продолжается обычная приходская жизнь, и намечаются планы на будущий год, когда будет отмечаться 90-летие со дня трагической гибели Царской семьи. К этой дате мы планируем выпустить буклет, рассказывающий о часовне, ее восстановлении и жизни прихода. Намечаем также подготовить тематический стенд для Покровского краеведческого музея. Не за горами и 400-летие Дома Романовых. Эта дата будет отмечаться в 2013 году и, безусловно, в России не пройдет незамеченной.



По материалам Галины Фомичевой, старосты часовни в период с 1999-го по 2004 гг.